Репетитор по химии. Подготовка к ЕГЭ с репетитором по химии. Подводные камни ЕГЭ.

ЕГЭ тест по химии онлайн с оценкой в баллах

Главная страница    <<предыдущая страница    следующая страница>>

Задача по химии части С пробного ЕГЭ 2015 года.

Рассмотрим  решение задачи № 39 ЕГЭ по химии  части С досрочного  КИМа  2015 года.

 Задача  досрочного ЕГЭ опубликована репетитором по химии

Условия решаемой задачи взятой с официального сайта ФИПИ приводятся репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Ким можно найти по данному адресу на официальном сайте ФИПИ:

КИМ ЕГЭ 2015 досрочный период

Ответы на все задания  КИМа репетитора  по химии Трофимова  Д.А. можно увидеть по ссылке:

Решение досрочного  КИМа за 30 минут

    Составляем уравнение химической реакции взаимодействия гидрооксида калия и хлорида аммония  с образованием аммиака:

 реакция обмена репетитора по химии

Реакция обмена составлена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

    Находим количество гидрооксида калия и хлорида аммония:

 количество щелочи расчитано  репетитором по химии

Расчет  количества едкого калия репетитором по химии Трофимовым Д.А.

 количество нашатыря расчитано  репетитором по химии

Расчет  количества нашатыря репетитором по химии Трофимовым Д.А.

    Подставляем в уравнение химической реакции над соответствующими веществами и переносим недостаток, то есть количество хлорида аммония,  на аммиак в соответствии со стехиометрическим коэффициентами:

 найден недостаток нашатыря репетитором по химии

Подстановка количеств веществ и перенос недостатка на аммиак репетитором по химии Трофимовым Д.А.

   Находим массу получившегося аммиака,  умножив количество образовавшегося аммиака на молярную массу аммиака:

 масса аммиака расчитана репетитором по химии

Расчет  массы аммиака, образовавшегося в реакции, репетитором по химии Трофимовым Д.А.

   Определяем массовую долю аммиака,  разделив массу аммиака на массу раствора, который образовался при растворении  газа в 50 г. воды:

 Расчет массовой доли  репетитором по химии

Массовая доля аммиака вычислена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

     Переходим к решению второй части задачи. Химические вещества, участники химического превращения, азотная кислота и аммиак. Составляем уравнение реакции
взаимодействия азотной кислоты и аммиака с образованием нитрата аммония. Реакции соединения. Весь аммиак, выделившийся из первой реакции, полностью вступает в реакцию с азотной кислотой. Поэтому,  подставив количество аммиака в уравнение химической реакции переносим  его на азотную кислоту в соотношении один к одному:

  Перенос количества аммиака на кислоту  репетитором по химии

Реакция соединения аммиака и азотной кислоты и перенос количества аммиака на кислоту репетитором по химии Трофимовым Д.А.

   Находим массу азотной кислоты,  умножив количество азотной кислоты вступившей в реакцию с аммиаком на молярную массу азотной кислоты.
Вычисляем массу раствора азотной кислоты,  разделив массу чистой азотной кислоты на массовую долю азотной кислоты и умножив на сто процентов.
Определяем объем раствора азотной кислоты разделив массу раствора азотной кислоты на плотность раствора азотной кислоты:

 Расчет массы кислоты, массы и объема раствора кислоты репетитором по химии

Вычисления массы азотной кислоты, массы и объема раствора кислоты репетитором по химии Трофимовым Д.А.

   Ответ: Массовая доля аммиака 3.08%. Объем 10 % раствора азотной кислоты с плотностью 1,06 г/мл равен 55, 57 мл.

 

Задание А7 досрочного ЕГЭ 2015 года

Рассмотрим задание А7 досрочного ЕГЭ 2015 года: Цинк взаимодействует с раствором каждого из веществ:

1) сульфата меди(II) и хлорида натрия

2) нитрата кальция и азотной кислоты

3) хлорида меди(II) и гидроксида бария

4) соляной кислоты и нитрата лития

Что бы правильно ответить на этот вопрос надо ознакомиться с понятиями - амфотерные соединения. Они делятся на: амфотерные металлы, амфотерные оксиды и амфотерные основания. Амфотерные металлы реагируют как с кислотами, так и с основаниями. Поэтому цинк может взаимодействовать как с кислотами, так и с щелочами. Рассмотрим взаимодействие цинка с серной кислотой. Водород из кислот могут вытеснять металлы, находящиеся в ряду активности металлов левее водорода, поэтому цинк вполне может справиться с поставленной задачей:

 Взаимодействие металлов с разбавленной серной кислотой демонстрируется <strong> репетитором по химии</strong>.

Реакция замещения водорода цинком размещена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Так как цинк - амфотерный металл, то и взаимодействие с гидрооксидом бария в присутствии воды, возможно:

 Амфотерность цинка реагирующего в гидрооксидом бария с участием воды с образование комплекса доказывается <strong> репетитором по химии</strong>.

Реакция образования комплексного соединения тетрагидроксоцинката бария при взаимодействии цинка с раствором гидрооксида бария составлена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Взаимодействие с хлоридом меди цинка относится к типичным реакциям замещения более активным металлом менее активного. (Занимайтесь в тренажерном зале, что бы не оказаться на месте менее активных металлов!) Не забывайте, что в этих реакциях нельзя вытеснить металлы первой и второй главной подгруппы с кальция и ниже. Нельзя также этими же очень активными металлами вытеснить менее активные металлы из-за их пристрастия к бурным реакциям с водой! Поэтому они, вместо того, что бы тихо и добропорядочно вытеснять менее активные металлы, начнут с треском и пламенем ( щелочные металлы, все таки) выгонять из воды водород! Например, нельзя вытеснить металл из раствора соли этого металла натрием, поскольку натрий будет взаимодействовать с водой раствора с образованием гидрооксида натрия, вместо того, что бы вытеснять менее активный металл из соли.

 Цинк вытесняет медь из ее соли - хлорида меди с комментарием <strong> репетитора по химии </strong>.

Реакция замещения цинком меди из раствора хлорида меди для пояснения свойств цинка приведена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Следовательно правильный ответ на задание А7 будет- 3).

Продолжу начатую тему амфотерные соединения, как одну из сложных тем ЕГЭ. Амфотерные оксиды проявляют как кислотные, так и основные свойства. Располагаются металлы образующие амфотерные оксиды и основания на пересечении диагонали водород – астат или, если это элементы побочных подгрупп, в некотором удалении от нее. Но это примерное определение местоположения. Что бы не ошибаться, запомните соединения, которые обладают амфотерным характером! Вот их перечень в рамках требований ЕГЭ:

 Амфотерные оксиды для сдачи ЕГЭ предлагает запомнить <strong> репетитор по химии </strong>.

Эти амфотерные оксиды надо выучить для сдачи ЕГЭ - рекомендация репетитора по химии Трофимова Д.А.

Оксид цинка с раствором щелочи образует комплексное соединение- цинкат калия, проявляя в этой реакции свойства кислотного оксида:

 Реакцию амфотерного оксида  с щелочью демонстрирует <strong> репетитор по химии </strong>.

Реакция обменного типа между оксидом цинка и едким калием представлена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Взаимодействие с хлоридом меди цинка относится к типичным реакциям замещения более активным металлом менее активного. (Занимайтесь в тренажерном зале, что бы не оказаться на месте менее активных металлов!) Не забывайте, что в этих реакциях нельзя вытеснить металлы первой и второй главной подгруппы с кальция и ниже. Нельзя также этими же очень активными металлами вытеснить менее активные металлы из-за их пристрастия к бурным реакциям с водой! Поэтому они, вместо того, что бы тихо и добропорядочно вытеснять менее активные металлы, начнут с треском и пламенем ( щелочные металлы, все таки) выгонять из воды водород! Например, нельзя вытеснить металл из раствора соли этого металла натрием, поскольку натрий будет взаимодействовать с водой раствора с образованием гидрооксида натрия, вместо того, что бы вытеснять менее активный металл из соли.

 Цинк вытесняет медь из ее соли - хлорида меди с комментарием <strong> репетитора по химии </strong>.

Реакция замещения цинком меди из раствора хлорида меди для пояснения свойств цинка приведена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

С серной кислотой оксид цинка, проявляя свойства основного оксида, образует соль – сульфат цинка: :

 Сильная кислота реагирует с оксидом цинка, проявляющим основные свойства-  пояснение <strong>  репетитора по химии</strong>.

Реакция обменного типа при взаимодействии оксида цинка и серной кислоты размещена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Гидрооксид цинка реагирует подобно оксиду цинка с раствором щелочи, но вода в уравнение реакции не входит, хотя ее присутствие для образования комплексного соединения обязательно:

 Гидрооксид цинка  взаимодействует подобно оксиду с едким калием,  на что обращает внимание <strong>репетитор по химии</strong>.

Реакцию обменного типа между гидрооксидом цинка и едким калием с образованием тетрагидрооксоцинката калия добавляет репетитор по химии Трофимов Д.А.

Оксид железа(III) не взаимодействуя с растворами щелочей, тем не менее, проявляет амфотерные свойства при сплавлении щелочами:

 Оксид  железа(III) также может проявлять амфотерные свойства в реакции с гидрооксидом калия - пример приведен <strong>репетитором по химии</strong>.

Реакция обменного типа между оксидом железа(III) и гидрооксидом калия для пояснения амфотерности репетитором по химии Трофимовым Д.А.

И при взаимодействии с кислотами:

 Взаимодействие оксида  железа(III) с серной кислотой приводится в качестве доказательства амфотерного характера оксида репетитором по химии.

Реакция обменного типа между оксидом железа(III) и серной кислотой доказывает амфотерный характер первого и размещается репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Разложение водой солей слабых кислот 3-х валентных металлов

А теперь рассмотрим свойства солей слабых кислот трехвалентных металлов. Как правило, абитуриент не знает, что они разлагаются водой с образованием не растворимого основания и слабой кислоты или газа, и поэтому за это задание ЕГЭ получает 0 баллов:

 Реакция обменного типа  между карбонатом алюминия - соли слабой кислоты и 3-х валентного металла и воды разбирается репетитором по химии.

Пример разложения солей слабых кислот 3-х валентных металлов водой предоставлен репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Подобная соль могла бы образоваться в реакциях обменного типа, но вместо нее надо писать продукты разложения водой, которые я показал в предыдущей реакции:

 Хлорид алюминия реагирую с карбонатом натрия, образуя  нерастворимый гидрооксид алюминия и углекислый газ - пример привел  репетитор по химии.

Возможное появление в продуктах реакции карбоната алюминия, который, не успев образоваться, разлагается водой на гидрооксид алюминия и углекислый газ – пояснение репетитора по химии Трофимова Д.А.

Исключение из правила разложения солей слабых кислот 3-х валентных металлов водой.
Ответ на задание № 31 досрочного ЕГЭ ФИПИ.

Сульфид железа (III) не разлагается водой, и не растворим в ней. В этой окислительно - восстановительной реакции образование сульфида железа (III) не происходит, поскольку катион железа с зарядом 3+ обладает окислительными свойствами и будет принимать электрон от аниона серы с зарядом 2- с образованием иона железа 2+. Ион серы, отдавая два электрона, превратится в серу с нулевым зарядом, то есть в чистую серу:

 Окислительно- восстановительная реакция  между хлоридом железа(III) и сульфидом натрия написана     репетитором по химии.

Окислительно-восстановительная реакция, в которой катион железа с зарядом +3 являясь окислителем, окисляет анион серы до чистой серы, предложена репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Таким образом, зная окислительные свойства трехзарядного иона железа можно ответить на вопрос досрочного ЕГЭ ФИПИ.

В задании № 31 в строчке – Г находится сульфат железа (III) и предлагается найти три вещества, с которыми он будет реагировать. Для ответа на вопрос подходит третья строчка справа, поскольку иодид калия реагирует с сульфатом железа (III) по типу ОВР:

Реакция между сульфатом  железа (III)  с иодидом калия с образованием йода  приводится репетитором по химии.

Окислительно – восстановительная реакция между сульфатом железа (III) и иодидом калия с образованием йода и сульфата железа (II) размещается репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Следующая реакция между солью и щелочью третьей строчки осуществляется следующим образом:

 Реакция обменного типа  между сульфатом  железа (III ) и гидрооксидом лития  в досрочном ЕГЭ ФИПИ  поясняется  репетитором  по химии.

Реакция обменного типа между сульфатом железа (III ) и гидрооксидом лития с образованием гидрооксида железа (III) и сульфата лития из задания № 31 предлагается репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Взаимодействие третьего реагента – соли хлорида бария с cульфатом железа (III) приводит к образованию осадка сульфата бария, что делает данную реакцию необратимой:

 Реакцию  взаимодействия средних  солей между собой, в результате которой  образуется осадок – сульфат бария,  оформил  репетитор по химии.

Необратимая реакция между средними солями: cульфатом железа (III) и хлоридом бария с образованием осадка сульфата бария добавляется репетитором по химии Трофимовым Д.А.

Таким образом, мы отлично подготовились к тем заданиям ЕГЭ, которые требуют знания тем: - амфотерные соединения и разложение водой солей слабых кислот 3-х валентных металлов. Увидели исключения из этого правила. Расмотрели окислительную способность иона железа с зарядом +3.
Продолжение данной темы в свете качественных реакций на амфотерные соединения, а также объяснение других, не менее важных тем для сдачи ЕГЭ, планируется в следующих статьях. Рекомендую добавить сайт в закладки, что бы не пропустить этой информации необходимой для успешной сдачи ЕГЭ на высокий балл!